В ЛНМО традиционно в декабре «распускается» Математический цветник
Декабрь месяц в Лаборатории непрерывного математического образования проходит под знаком оценки уровня знаний и навыков учащихся. Все готовятся к сессии и хотят с высокими результатами ее закрыть, чтобы с хорошим настроением встретить Новый год.
Самое знаменательное, пожалуй, из достаточно привычной формы оценки знаний можно выделить – Математический цветник. Это многолетняя практика, традиционный устный экзамен в Лаборатории, который проходит два раза в год, и отличается от привычного олимпиадной направленностью. Придуман этот проект основателем ЛНМО и президентом фонда «Время науки» Ильей Александровичем Чистяковым.
Дело в том, что и экзаменуемыми, и экзаменаторами являются сами дети. Т.е. старшеклассники из профильных математических классов становятся старшими наставниками для учеников 5-6 классов.
Какова цель такой практики в ЛНМО?
Напомним, что самые революционные идеи и теории, перевернувшие мир, часто начинаются с увлечений в школьном возрасте. За почти 30-летнюю историю ЛНМО накопилось достаточно примеров, подтверждающих эту концепцию. Сегодня школьная научно-исследовательская деятельность становится популярной в системе образования и набирает обороты, получая поддержку от государства, бизнеса, меценатов.
В ЛНМО к научной деятельности непосредственно приступают уже в старших классах. Но подготовка к ней начинается еще в 5-6 классах и направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием информационных технологий.
Система образования в ЛНМО имеет многоступенчатую структуру. Научно-исследовательская деятельность является ее пиковым этапом. И происходит он благодаря Системе семинаров и спецкурсов, которые проводятся ежегодно в ЛНМО при поддержке фонда «Время науки».
Итак, Математический цветник – это устный экзамен, который формирует у учащихся 5-6 классов:
— умение четко формулировать вопрос задачи, представленный в текстовом виде;
— переводить информацию из письменного формата в устный;
— умение решать классические олимпиадные задачи и небольшие исследовательские задачи уровня, соответствующего возрасту 11-14 лет и представлять их в устном виде;
— получение минимального набора навыков, необходимых для решения исследовательских задач;
— умение решать классические олимпиадные задачи и небольшие исследовательские задачи уровня, соответствующего возрасту 11-14 лет;
— знание основных тем олимпиадной математики, соответствующей возрасту 5-6 классов.
Для достижения таких навыков, кроме общего образования, ребята осваивают дополнительные курсы по математике. Глобальная цель кружковой деятельности ЛНМО – выявление математических способностей в юном возрасте и подготовка молодых ученых-математиков.
В целом в ЛНМО получение фундаментального образования — это серьезный и осмысленный процесс. Здесь учатся самомотивированные школьники, которые, глядя на достижения своих старших товарищей, выпускников нацелены на получение серьезного математического образования.
Интеграция дополнительного образования детей с общим образованием, обеспечение преемственности в области математического образования, обеспечение взаимодействия учреждения с другими образовательными учреждениями и общественными организациями являются результатом постоянных побед учащихся ЛНМО на всероссийских и международных конкурсах и в дальнейшем — яркой карьеры ученого-исследователя.